О происхождении нравственности

 

Get Adobe Flash player

                  Есть широко распространённое мнение о том, что от животных людей отличает способность к состраданию, наличии  морали, этики, нравственности. 
А люди верующие, вообще, приписывают данные качества дарам Божьим.
Не смотря на распространенность данного убеждения  и старания многочисленных религий укрепить его – это, по моему мнению, одно из самых распространённых заблуждений человечества!

       Думаю, что данное утверждение основано, скорее, на гордыне, на излишнем самомнении человечества о себе, желании считать себя чем-то выше и совершеннее… Что, как ни странно, является грехом, в большинстве из ныне популярных религиозных концессией. Тем более странными выглядят усилия служителей различных богов в укреплении данного заблуждения…
Могу себе представить бурю негодования многих читателей. Ведь тем, кто считает, что нравственность исходит от Бога, вообще принятие идеи эволюции равносильно скатыванию в бездну аморальности.
Лично я с настороженностью отношусь к индивидуумам, для которых единственным сдерживающим фактором от преступного поведения является система веры.

aggression

       Какими аргументами мы обычно убеждаем себя в том, что мы отличны от животных? Давайте их рассмотрим:
             У нас иной мозг.
         Как ни странно, ничего подобного!
cortexБез сомнения, наш мозг больше, чем мозг высокоразвитых животных, имеющих социальные инстинкты. Например, больше, чем у шимпанзе в 3 раза. Но он не содержит в себе ничего отличающегося - ни одного нового или видоизмененного отдела. Даже кортекс (cortex), на который так часто ссылаются сторонники человечности, представляет из себя всего лишь линейное расширение мозга обезьяны.

 

В совершенстве нашего интеллекта сомневаться не приходится, но у нас  нет никаких потребностей или желаний, которые не присутствовали бы у наших ближайших родственников, или далеких предков.
Мы так же, как обезьяны и другие млекопитающие, живущие сообществом, стремимся к доминированию, безопасности, наслаждениям, близким отношениям и привязанностям, ценим сотрудничество и доверие. Мы - социальные приматы. Даже в бизнесе, мы проявляем все то же позерство и заключение сделок между альфа-самцами… 
И нет ничего необычного или нового, что не встречалось бы в природе.
Другими словами, все эти качества были в нас с самого начала и совершенствовались из поколения в поколение. 
Самоконтроль, эмпатия, чувство справедливости, нравственность и т.д. являются необходимыми инструментами выживания сообщества и эволюционировали по мере развития человека.


                Вера и воспитание.
            Кто-нибудь действительно верит в то, что у наших предков не было социальных норм до возникновения первых религий?
 Они  что, никогда не помогали себе подобным? Никогда не жаловались на несправедливость?

christian evolution

                А ведь религии относительно молодое изобретение человечества, в сравнении с возрастом самого вида Homo sapiens. 
И до возникновения первых религий и верований существовала огромная масса общественных строев и общин. Т.е. религия не может являться источником нравственности. 

Религии постоянно талдычат о разумном замысле кого-то или чего-то…
И это при том, что мы больше не слышим о том, что только человек способен изготовить орудия труда, подражать, абстрагировать, думать, а так же обладает самосознанием или способен принимать чужую точку зрения.
"Любое животное, наделенное хорошо выраженными социальными инстинктами... неизбежно приобретет нравственное чувство и совесть, как только его интеллектуальные способности станут такими же развитыми... как в человеке".  (Чарльз Дарвин"Происхождение человека")
Но вместе с тем, пропагандируется эгоистичность животного мира.
 И тогда выходит, что нравственность является всего лишь тоненькой корочкой воспитания, под которой скрывается эгоистичный, безудержный монстр…


               Справедливость, долг, правила.
darvin           И, вроде бы, неоспоримые отличия. 
Но и тут наука доказывает обратное. Приведу очевидный пример – Вампиры
О нет! Я не о сказках, а о летучих мышах (Desmodontinae) — семейства листоносых летучих мышей, питающихся кровью.
          В отличие от большинства летучих мышей, вампиры совершенно не способны голодать более 2 суток подряд. Поэтому зачастую к ранке на теле жертвы выстраивается целая очередь из зверьков. При этом очередность строго соблюдается, и доминирование никогда не влияет на соблюдения данного правила. 
Так же среди вампиров распространено своеобразное «переливание» крови, когда одна летучая мышь кормит другую изо рта в рот. 
Поэтому в их колониях удачно поохотившиеся зверьки часто кормят тех, кто не смог найти себе добычу в эту ночь, отрыгивая съеденное. 
Но тут не обходится без эгоистов. Бывает  так, что кто-то не желает делиться. И тогда члены колонии запоминают жадину. И уже в следующий раз, когда жадине необходима помощь, его игнорируют или грубо отказывают, в результате чего зверек быстро гибнет от голода…
Таким образом, наглядно показано, что справедливость является инструментом стратегии выживания не только у человека.

vampire

                        Самопожертвование
                  Роберт Райту в книге "Моральное Животное" пишет: …. Никакой склонности к морали не существует - ни у людей, ни у животных - вся природа на 100% эгоистична. Нравственность всего лишь тонкое покрывало над бушующим котлом неприятных тенденций.
           А так ли это? И существует ли эгоизм у коллективных животных?
Огромным числом исследований установлено, что интуитивный образ мышления, связанный с моральными суждениями обусловлен активацией определенных областей мозга, расположенные в центрах удовольствия.
Центры удовольствия нашего мозга загораются в момент благотворительных действий. 
И точно так же  млекопитающие получают удовольствие от помощи другим, подобно человеку, совершающему добрый поступок. 
Т.е. в процессе эволюции появились мотивационные удовольствия, для сохранения вида, например, секс, потребление пищи... А для выживания сообщества, в которых живет вид,  появилось удовольствие от эмпатии и проявления альтруизма.
Это подтверждается и наблюдением приматологов по всему миру.
Приматы, Шимпанзе, Бонобо, Капуцины и т.д. При выборе модели поведения между эгоистичной и альтруистичной (просоциальной)  при прочих равных условиях, а подчас и в ущерб эгоистичным интересам, неизменно выбирают альтруизм. Причем, отнюдь не из-за страха. Как ни парадоксально, но именно доминирующие особи (которым точно нечего бояться) оказывались самыми щедрыми.
Так же наблюдается и эмпатия, проявляемая как взаимопомощь и сочувствие.
Эмпатия свойственна далеко не только приматам, но многим коллективным животным, например, слонам, дельфинам, псовым и даже грызунам. Что давно установлено и изучено в достаточной степени, чтобы исключить версии об эгоистичности животного мира.

 chimpanzee           Животные оказались куда более альтруистичными и склонными к сотрудничеству, чем мы себе это представляли, полагая, что действия и поведение животных основаны лишь на личных интересах.  Бихевиоризм и Этология  экспериментально доказывают, что высшие млекопитающие готовы оказывать соплеменникам помощь, не извлекая при этом ничего лично для себя. А в ряде случаев и другим видам.
       И, если в случае с людьми, подобное поведение может расценено как способ достижения славы, получения определенных льгот, т.е. удовлетворения своих эгоистических или трусливых потребностей (совсем как по Ницше), то в случае с животными данные суждения абсолютно не применимы. 

                       И напоследок, очевидное для каждого:
Млекопитающие очень чувствительны к чужим эмоциям и адекватно реагируют на потребности других. Заметьте, что люди заводят в своих домах преимущественно млекопитающих, а не, скажем, игуан или черепах. Т.к. в отличие от рептилий или рыбок, они дают любовь, преданность, эмпатию - так же как и сами хотят ее получать и реагируют на эмоции подобно нам.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

dirds.ru Copyright © 2006. All Rights Reserved.