Кованые изделия в интерьере

 

Get Adobe Flash player

ko1       Гомер в своей «Илиаде», наполненной великими событиями, богами и героями, посвятил множество строф творениям Гефеста, сына Зевса, создавшего из металла немало великолепных дворцов для земных царей и олимпийских богов. Видно, стоила того работа бога-кузнеца, что прельщались ею и великий поэт, и сильные мира сего, и небожители. Уж не знаю, смогли ли земные умельцы превзойти в мастерстве кузнеца с Олимпа, но, видимо, не без покровительства последнего они создали немало вещей, восхищавших и восхищающих таких же смертных, как и они сами. Правда, в начале освоения металлов изделия из них, служившие сугубо утилитарным целям, не отличались изяществом. Хотя с точки зрения жизненно важной необходимости ценность их была необычайно высока. А железо вначале и вовсе считалось драгоценным металлом.

       В то время кузнечное ремесло было редким явлением. И способность какого-то человека из не очень-то податливого материала, такого, как железо, при помощи обожествляемого людьми огня создавать необходимые в земледелии или в быту предметы окутывалась ореолом таинственности. Сам же кузнец считался знатоком в области магии или попросту - колдуном.

       Уже в VIII-IX веках в Центральной Европе кроме товаров обычного потребления, инструментов, орудий земледелия стали появляться кованые изделия высокого художественного уровня. Например, дверные петли, от которых ответвлялись замысловатые узоры, обвивающие всю переднюю поверхность двери, украшения, дверные кольца, затворы, замки и ключи, окованные сундуки и шкафы...

       Новые технологические решения позволяли создавать все более изящные вещи. И если готический период (XIII-XIV вв.) отличался единством стиля, однообразием узоров на одном предмете, то во времена Ренессанса это правило нарушается.
Разветвления роскошных спиралей на концах переходят в листья и цветы. Множество узоров, подчиняясь общему замыслу, создают один причудливый рисунок.

       Иногда декоративным элементам словно не хватает плоскости предмета, и разветвления, листья, грозди выходят в пространство...

ko3       Во Франции XVII века потребность состоятельных людей, высших сановников двора привела к расширению масштабов строительства. На это время и приходится расцвет искусства художественной ковки. Тяга к украшательству и роскоши находила свое выражение в затейливых решетках оград парков и дворцов, в декоративных элементах дворцовой архитектуры. Характерная особенность этого времени заключалась в том, что кузнец работал в тесном контакте с архитектором. Именно архитектор являлся автором проектов оконных решеток, ворот, детали интерьера так же были его стихией.

П       остепенно, с уходом в прошлое пышного ампира, появлением более дешевой техники литья, проникновением в кузнечное ремесло новых достижений, применявшихся для облегчения и ускорения работы, правда, в ущерб качеству, художественная ковка приходит в упадок.

       Уже в сороковых годах XIX столетия архитектор в Париже не мог найти ни одного мастера, способного отковать простую решетку.

       Лишь в XX веке в период модерна возродилось уважение к наковальне и к человеку, вооруженному кувалдой. Новый стиль с его волнистыми линиями, с подчеркнутой асимметрией, со спокойными, легкими, плавными движениями стремится преодолеть растительные и звериные мотивы стилей исторических. Использование в комбинации с железом других металлов - бронза, медь, латунь усиливает художественное впечатление. И стремление к прекрасному продолжается.

       Убранство мастерской художника несколько расходится со стилем его изделий. Скупая обстановка, нагромождение каких-то баночек на полках, макетов на столе и еще Бог знает чего. В общем, полный беспорядок. Впрочем, там, где кипит работа, а не дремлет нега, по-другому и не бывает. Не знаю, где рождается самый первый замысел того или иного произведения, но здесь он начинает воплощаться в реальность: эскиз - макет -рисунок на картоне в полную величину. Эти первые три этапа и есть основная, самая сложная часть работы, которую выполняет единственный человек - сам художник. Выковать вещь частично или, если работа не очень сложная, целиком могут и помощники - под авторским надзором, разумеется. В любом случае автором произведения всегда остается тот, кто все и замыслил.

ko2       В настоящее время существует много способов облегчить и ускорить работу кузнеца. Вот только зачастую они оказываются в ущерб качеству. Проще, например, воспользоваться электросваркой, чем прикреплять детали друг к другу клепкой. Но остающийся сварной шов, даже незаметный, быстрее поддается коррозии, чем остальная поверхность предмета. Настоящий же мастер, создающий произведения искусства, сваркой лишь завершает художественное решение. А части изделия чаще всего соединяет клепкой, для которой применяет собственного изготовления кованые заклепки. Расклепанной головке кузнец придает красивый вид, превращая ее тем самым в дополнительный элемент декора.

       По завершении кузнечных работ поверхность готового изделия, дабы защитить ее от негативного воздействия окружающей среды и для придания вида, чаще всего покрывают тонким, чтобы хорошо были видны все детали, слоем краски. Существуют и другие способы защиты и придания вида. Например, воронение: изделие помещают в горячее масло, при этом на поверхности предмета образуются так называемые цвета побежалости - от желтого до фиолетового. При появлении нужного цвета предмет из масла извлекают.

       В результате замечательные работы мастера украсят Ваш дом и станут оригинальным дополнением.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

dirds.ru Copyright © 2006. All Rights Reserved.