Художественное стекло из скандинавии

 

Get Adobe Flash player

      Еще в 1901 году английский журнал «Студио» писал что мощное движение искусства скандинавских стран силой прокладывает себе дорогу в общем развитии Европы и вскоре потребует большого общественного внимания.

Сервис из скандинавского стеклаПризнание органического стиля Скандинавии, относящегося к движению Ар-Нуво, ознаменовала выставка 1900 года в Париже на которой изделия североевропейских стран воплощали порядок и сдержанность. Историки и искусствоведы анализируют развитие скандинавского дизайна с 1880 года, когда его превозносили за утонченную грацию, чисто визуальную красоту и консервативные традиции.

      Основное достоинство изделий севера Европы составляет эстетическое и функциональное совершенство, а любой период времени развития скандинавского дизайна характеризуется своими идеалами и реальностями.

      Большая часть материалов о скандинавском дизайне публиковалась лишь в Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции Работы, вышедшие в других странах, преуменьшали ценность идей и заслуги отдельных личностей, доводя их до упрощения Для Дании конец XIX века был временем заметного интереса к Востоку, примером чего являются произведения Торвальда Биндесболла (1846-1908 гг), воскресившие богатство и силу традиций китайского искусства.Тяготение к восточной культуре запечатлевает и керамика Берндта Фриберга (1899-1981 гг), создававшего керамические сосуды утонченной формы, украшенные глазурью в ориентальном стиле. В 1900-1920 гг скандинавские дизайнеры участвовали в престижных международных выставках, а многие их проекты были успешно реализованы в других государствах. Так, признание завоевала глазурованная керамика королевской фабрики в Копенгагене, изготовленная по проекту Вальдемара Энгельгардта (1869-1915 гг). В дизайне стекла основой послужили работы Алвара Аалто (1898-1976 гг) из Финляндии и изделия художественного стекла из Оррефорса (Швеция), где Эдвард Хальд (1883-1980 гг) и Симон Гейт (1883-1945 гг) задавали тон нескольким поколениям художественных мастеров Хальд разработал в начале века особый метод выдувания стекла с включенным в него цветным украшением Эта техника, известная как «грааль», по сей день занимает важное место среди продукции фирмы «Оррефорс», особенно в работах Эвы Энглунд (1937 г р )

      В течение 40-х годов XX века Швеция постоянно участвовала в триеннале, а страны, пострадавшие в войне, не могли себе этого позволить.       Скандинавский функционализм 40-50-х годов менее догматичен, чем в предшествующее десятилетие Геометрические формы смягчились, углы и плоскости сгладились, изделия стали более эмоциональны, человечны.       В 40-х годах вместо простых цветовых гамм раннего функционализма были введены градации цветов Набрала силу датская традиция тонкого мастерства, то же происходило в Норвегии после 1945 года.       На триеннале 1951 года Гран При был удостоен Тапио Вирккала (1915-1986 гг) из Финляндии за дизайн стекла, скульптуру и монтаж выставки Финское стекло сделало качественный скачок и заняло передовые позиции в мире, а финские дизайнеры доказали, что страна шагает в ногу со временем. Решающую роль в развитии финского стекольного мастерства сыграла творческая деятельность художницы Гуннел Ньюман (1909-1948 гг). Ее работы из бесцветного стекла (лишь иногда помеченного молочно-белым налетом), сочетающие благородную строгость и грациозный лиризм, экспонировались в 1937 году на Всемирной выставке в Париже.       Тимо Сарпанева (1926 г) и Кай Франк (1911 г) в изделиях массового производства убедительно показали, что даже в простых цилиндрических и конических формах использованы далеко не все творческие возможности Изделия Тапио Вирккала (1915-1986 гг) из тяжелого твердого стекла из-за преломления света создают оптический эффект драгоценности Сарпанева широко использует контрасты прозрачности и фактуру стекла Его ваза после триеннале 1951 года в Милане была провозглашена самым красивым предметом в мире.       Шведское стекло отличается от финского мягкими округленными линиями, изящной игрой выпуклостей, впадин и гибких перехватов, впечатлением легкости, воздушности и хрупкости.       Основная тенденция 50-60-х годов - отдаление от условных художественных форм уникального характера в пользу изделий утилитарного назначения Шведские фирмы «Оррефорс» и предприятия «Коста-Бода» до сих пор сохраняют традиции декоративного стекла создавая тиражи потребительского ассортимента. На фирме «Оррефорс» развили традицию декоративного стекла Свена Палмквиста (1906 г) который начал работу здесь в 1936 г расширил ассортимент художественных изделий и ввел новые методы их изготовления.       Художники Скандинавии много поработали над разносторонним комплексом функциональных свойств бытового и художественного стекла Нильс Ландберг (1907 г) в свои тонкостенные сосуды ввел выразительные мотивы черной лепной спирали создавая форму как естественный продукт чистого выдувания удобный в пользовании без дополнительных деталей.

      В Швеции дизайн стекла развивался более организованно и целенаправленно с ясно сформулированными целями «больше красивых вещей для повседневного пользования», что стало лозунгом созвучным социальной и эстетической задаче благодаря которой организовалась выставка функционалистов в 1930 году К 1940 году Швеция стала функционалистической и осталась такой до настоящего времени. Ее внутренняя политика оказала влияние на дизайн и национальную архитектуру что привело к появлению неповторимого стиля. Именно Швеция служила в послевоенный период точкой отсчета и источником вдохновения для других Скандинавских стран. О времени прерванных контактов шведский историк Даг Видман сказал что эти годы были «периодом идиллического размышления о прошлом и декоративном формализме, особенно если сравнить с функционализмом и другими передовыми тенденциями 1920-30 годов». Другое течение возникло с развитием промышленного дизайна и под влиянием конструктивистского искусства. Примером является жесткий стиль характеризующий сервизы Кая Франка (1911-1989 гг) и В Кааге (1889-1969 гг) С 1954 по 1957 годы выставка «Дизайн в Скандинавии» (под покровительством президентов США и Финляндии королей Норвегии Швеции и Дании) экспонировалась во многих американских и канадских музеях Эффект был настолько силен что к фирмам, торговавшим изделиями скандинавского дизайна присоединились многие торговые компании.       В начале 60-х годов большим успехом пользовались выставки «Финляндия» (Цюрих 1961 г) «Искусство Дании» и «Декоративное искусство в Дании» (последнюю организовал музей «Купер Юнион»). Однако в середине десятилетия сила скандинавского дизайна стала ослабевать и международная аудитория потянулась к новым разработкам в других творческих центрах прежде всего в Италии.

Ваза скандинавское художественное стекло       Проводя компанию за функциональный дизайн скандинавские организации устраивали многочисленные экспозиции предметов быта а позднее - передвижные выставки «Развитие скандинавского дизайна».       Самой крупной стала Международная выставка в Нью-Йорке организованная музеем Купера-Хьюитта в 1982 году и продемонстрировавшая достижения скандинавского дизайна с I880 по I980 годы.       70-е годы стали свидетелями возрождения ремесел на севере Европы Самая удивительная черта современного декоративно-прикладного искусства - его интернациональный характер. Национальные особенности в значительной степени утрачены новые тенденции выходят за рамки государственных границ. Важную роль в распространении новых идей в 1970-х годах сыграли конференции Всемирного совета декоративно-прикладного искусства Стало заметно влияние США где декоративно-прикладное искусство освободилось от традиционного подхода.       Исландия и Норвегия всегда ориентировались на Запад и наиболее ощутимо воспринимали американские тенденции Особенность Исландии еще и в том, что она лишь недавно имеет своего первого дизайнера по стеклу С Эйнарсдоттера (1952 гр ). К 1980 году декоративно-прикладное искусство Скандинавии вновь приобрело изящество, стало более утонченным. За последние годы громко заявило о себе новое поколение дизайнеров-художников. Так произведения финна Маркку Сало (1952 гр ) из стекла с включением металла отличаются высокой графической оригинальностью. Художественное стекло Скандинавии снискало заслуженное признание во всем мире Изделия из него занимают почетное место во многих национальных музеях и пользуются повышенным спросом у различных категорий покупателей большинства стран.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

dirds.ru Copyright © 2006. All Rights Reserved.