Единственный источник тепла и здоровой пищи, защищающий жилище от злых духов, очаг не зря называли священным с древних времен. А поскольку нынешнее поколение, привыкшее к центральному отоплению, даже представить себе не может его роль в жизни своих далеких предков, то давайте попытаемся окунуться в глубину веков и коротко рассказать о том, что собой представлял этот, говоря современным языком, отопительный прибор на различных этапах развития человечества и какие функции он выполнял.
С того времени, когда человека перестали удовлетворять природные пещеры и он начал строить жилище для безопасного убежища на ночь или от непогоды, возникла необходимость его обогрева с помощью огня. Первоначально это был открытый огонь, служивший для приготовления пищи и освещения. В климатических условиях Средней Европы он являлся необходимым компонентом любого помещения. Первый очаг располагался в центре жилища человека, что было продиктовано, как бы мы сказали сегодня, мерами противопожарной безопасности. Дым выходил наружу через отверстия в крыше. Топка располагалась на земле и обрамлялась камнями. Над ней подвешивался котелок или устанавливался вертел. Отсутствие специальной вытяжки для удаления газообразных продуктов сгорания представляло угрозу не только для здоровья людей, но и для жилища по причине легкости его возгорания. Только с возникновением городов над очагом стали сооружать огнестойкие трубы, не позволяющие воспламеняться деревянным конструкциям зданий. В каменных домах появилась возможность располагать огонь в любой части помещения, а сам дымоход прокладывать в стене. В римско-античный период появляются первые камины. Их порталы вырубались в стенах со ступенчатыми косяками и отличались простотой и скромностью. Для обогрева нескольких помещений одновременно в Древнем Риме были разработаны отопительные каналы, которые располагали под окнами и подавали по ним горячий воздух. Такие системы применялись в банях (термах) и на виллах. Несмотря на скромность облицовки, камин в те времена играл сакральную роль (оберегал от злых духов, поддерживал жизнь человека), а функция хранительницы очага была необычайно важна. Разрушение врагом места для огня в доме было равносильно осквернению святыни. Сам римский бог Вулкан (в греческой мифологии ему соответствовал Гефест) занимался кузнечным делом, а значит, был тесно связан с огнем и, следовательно, с очагом. В Средневековье камины становятся куда более декоративными, для них в феодальных замках создаются целые помещения — каминные залы, наиболее любимые хозяевами и их гостями. Именно здесь хранились военные и охотничьи доспехи, оружие, гобелены, стяги и прочие знаки воинской и иной доблести. В те времена камины были свидетелями и военных советов, и шумных пиров. На вертеле над очагом жарилась дичь, а отблески пламени играли на разгоряченных вином лицах гостей, бросавших кости собакам прямо под стол. Во французском городе Пуатье в замке герцога Беррийского можно полюбоваться тройным камином во всю торцевую стену. В каждое из трех его отделений мог бы уместиться небольшой двухэтажный дом. Очаг украшен галереей с ажурной балюстрадой, тремя причудливыми арками, каменным готическим кружевом. Скромнее по размерам, но не менее нарядными были камины в жилых помещениях Средневековья. Их обычно встраивали в стену, а дымовая труба опускалась над очагом шатровым навесом, который опирался на консоли или резные столбики. Навес всячески украшали штукатурили, белили, расписывали.
Впрочем, пространство перед открытым очагом или кухонной печью оглашалось не только сказками и разного рода чудесными историями. С давних пор это было любимое место для сплетен кумушек всех возрастов и сословий. Каменные и кафельные печи стали появляться в богатых домах начиная с XIV века. С отопительной функцией они справлялись лучше каминов, ведь печи обогревают помещение не прямым излучением от огня, а накапливают тепло всей своей массой и постепенно отдает его вследствие конвекции. Но, несмотря ни на что, камины оставались в моде во все времена. Так, богатое архитектурное обрамление открытых очагов эпохи Возрождения позволило им стать привлекательным элементом дворцового интерьера. Шатровый верх барочного камина украшали рельефы, а каминную полку (ее изобрели в Италии в период Ренессанса) щедро разукрашивали резьбой. При Людовике XIV в Европе процветает стиль барокко. В соответствии с ним вытяжная труба, которая ранее нависала над топкой шатром, теперь стала перпендикулярной каминной полке (традиции того времени предписывали оформлять ее множеством драгоценных безделушек). Низ и верх камина оформлялся карнизом или цоколем, который соответствовал пышному убранству всей комнаты. Многие события светской жизни происходили у нарядных каминов с мраморными колоннами, громоздкой лепниной, позолотой и бронзой. Камины были свидетелями семейных тайн и дворцовых интриг, а часто и последним пристанищем любовных записок или важных документов. Когда пышные формы стали утомлять глаз, в Европу пришел классицизм. Он возвращал к строгим пропорциям и подчеркнутой монументальности форм античных времен, к четкости линий, которую так любили древние греки. Чувство меры преобладает во всем. На каминах теперь изображаются военные эмблемы, древние орнаменты, но украшения носят лаконичный характер. Портал обрамляется колоннами и несущими скульптурами, на карнизе ставятся часы, статуэтки, вазы. Над камином помещаются зеркала, отражающие неброское богатство интерьеров. А что же очищающая сила огня? Она не осталась забыта. Достаточно вспомнить Наташу Ростову, которая с гордостью демонстрировала брату ожог от раскаленной железной линейки на руке — знак верности ее другу Соне. Смешанные стили, которые пришли вслед за классицизмом, не внесли в историю каминов существенных изменений. Своеобразная революция, коренным образом преобразившая внешний облик очага, произошла только в конце XIX — начале XX вв., когда наступило время модерна. Но дизайнерские находки века, закончившегося так недавно, — это уже совсем другая история. |