История туалета

 

Get Adobe Flash player

      Патриотические заметки к истории туалета.

      История этого предмета малоизвестна и крайне затемнена. Может быть, - по причине его особой интимности и значимости в жизни любого человека, а, может быть, и потому, что реальное погружение в эту удивительную историю наводит на мысли о важности собственно «русского вклада» в развитие европейской цивилизации.

    Однако такой вывод далеко не всем придется по душе. Позвольте, - скажут нам просвещенные народы Европы, - бытовой комфорт, технические инновации и удобства в повседневной жизни, все это достижения исключительно западной культуры. При чем здесь «грязная и неумытая Россия», с ее, по словам лорда Черчилля, «вечно окопным бытом»?

      Да, безусловно, отдавать кому-то свой приоритет в сфере изобретения комфорта и эстаблишмента европейцам едва ли захочется. И, тем не менее, факты -вещь упрямая и, добавим, далеко не всегда лицеприятная.

      Еще на заре новой эры святой апостол Андрей (Первозванный), посетив Русский Север и увидев, «како в древеных банех... в Новгороде люди сущая... ся мыють и хвощаются, и удивися им». Об этом он поведал, когда вернулся в Рим. И там «слышащей же се дивляхуся» (см. «Повесть временных лет»). Конечно, у древних римлян были «термы» - общественные бани, но в них не мылись в собственном смысле слова; там устраивались общественные собрания, увеселения, там занимались спортом и, в лучшем случае, пассивно отмокали... Рим дал миру и такое понятие, как «клоака» - сточный канал нечистот, который тянулся от Форума, места постоянного заседания сенаторов, к реке Тибр (обозначив, таким образом, печально устойчивую этимологическую связь между «политикой - парламентом» и «клоакой»). Что же мы видим в Древней Руси? К примеру, в некоторых деревнях Вологодской области еще до сих пор сохраняется старинный обычай. В сенях избы прорубается окно в хлев, где держут скотину. При всякой нужде, даже зимой, хозяева проходят в теплые сени и используют означенное окно как «очко». И комфортно, и рационально: навоз в деревне является ценным удобрением, а иногда и - топливом. Совсем иные традиции находим в старой доброй Германии. Там для этого тоже пользовались «очком», но в стуле (отсюда выражение: «сходить на стул»). О том, как это делалось, наглядно повествует немецкая народная книга XV века «Тиль Уленшнигель» (гл. XVI):

      У хозяйки постоялого двора в Хильдесхейме, куда пришел Уленшпигель, был болен ребенок. «Ребенок не может сходить на стул, - говорит она Тилю. - Сходил бы он за большим, ему бы полегчало». Уленшпигель говорит: «Ему можно помочь»... У хозяйки было какое-то дело на заднем дворе, и она туда ушла. Тем временем Уленшпигель наложил у стены большую кучу, поставил над ней детский стульчик и посадил на него ребенка. Вот хозяйка приходит со двора, видит ребенка на стульчике... и говорит: «Гляньте-ка, вот что ему нутро распирало! Вечно буду вам благодарна за то, что вы помогли дитяти».

      Итак, - комфортно? - вполне возможно, но никак не рационально и не гигиенично.

      Недалеко от германских народных традиций в рассматриваемой области ушли традиции французские или английские. Правда, французам (и сопредельным им народам) человечество обязано такими приобретениями, как «клозет» и «сортир». Небольшие домики-кабинки на одного человека, собранные из деревянных досок «в елочку» или со скрещенными черно-белыми брусками на своем фасаде ставились в стороне от городского дома, во дворе. В демократической Швейцарии эти образчики гутта-перчивой архитектуры, по-видимому, настолько пришлись по вкусу местным бюргерам, что получили отображение в самом внешнем облике швейцарской городской архитектуры, дав ему название «клозетный стиль». Справедливости ради следует отметить, что клозетная идея осенила европейцев не ранее конца эпохи Просвещения. До нее и еще в последующие десятилетия в преобладающем большинстве городов и селений Западной Европы экскременты и прочие отходы человеческой жизнедеятельности попросту выплескивались из окон домов на головы прохожих. Можно себе представить, какое крепкое амбре веками витало над всеми очагами европейской культуры и цивилизации.

      Говорят, привычка - вторая натура. Очевидно, этим только и можно объяснить тот несомненный исторический факт, что и высшие слои европейского общества вплоть до XIX столетия демонстрировали крайнее легкомыслие в вопросах санитарии и социальной гигиены. Так, по словам очевидцев, Версаль в XVIII веке (особенно в теплое - весеннее и летнее время) источал отнюдь не только запахи цветущих каштанов, роз и сирени. Все окрестные кустарники и даже балконы знаментого дворца служили излюбленным отхожим местом для веселящихся придворных французского короля. Во время бесконечных приемов и балов французские дамы-аристократки могли не отягощать себя хождением в сад или на балкон по естественной надобности. Достаточно было подать знак слуге, который быстро приносил и подсовывал судно («писуар») под широкий креналин, дама тут же куртуазно приседала и справляла нужду. Затем судно прилюдно уносилось.

       - Милый курьез! Комфортно? - возможно, но -едва ли гигиенично и приятно для обоняния. Поэтому покои и залы Версаля постоянно окуривались благовониями и обрызгивались резко душистыми перфюмами.

      Изложенное выше дает нам право заключить, что появление стационарных сантехнических удобств явилось настоящим революционным переломом в развитии нынешнего Homo sapiens'a по пути к здоровой жизни и вершинам цивилизации. Когда же эти удобства или устройства возникли? Когда человек смог впервые дернуть за ручку сточного бачка, прикоснуться к приятно-холодной стенке унитаза, не говоря уже о его наслаждении от первого знакомства с биде? Справочные издания утверждают, что все эти достижения технической мысли нам подарил буржуазный девятнадцатый век. Действительно, прошлое столетие было отмечено не только массовым падением нравов и утверждением власти чи стогана, но и своими колоссальными техническими свершениями. Среди последних, как это не покажется странным, - строительство и введение в строй во многих городах мира современных систем канализации. В Париже, к примеру, такая система появилась чуть раньше (см. роман Виктора Гюго «Отверженные»), в Москве же - несколько позднее (при градоначальнике Алексееве в 1860-е годы).

      Тем не менее существуют сведения, которые позволяют внести важную коррективу в уже сложившиеся на Западе представления об истории или, сказать точнее, о предыстории туалета - и как цельного санузла, и как отдельного аппартамента в структуре внутренних помещений жилого здания. В личной резиденции - Патриарших палатах -патриарха Московского и всея Руси Никона (1605-1681 гг.) в подмосковном Ново-Иерусалимском монастыре хорошо сохранилась система каменных канализационных стоков, относящаяся ко времени строительства монастыря (1650-е-1670-е гг.). Можно предположить, что для отправления своих естественных надобностей русский патриарх-реформатор не только не покидал теплого здания, но и пользовался удобствами, о которых не имели представления многие просвещенные монархи Европы. Скорее всего, это было удобное кресло с вырезанным в центре его отверстием, поставляемое над металлической воронкой, раструб которой вставлялся в узкий выход канала канализации. По завершении акта отходы обильно смывались водою.

      Другой пример, относящийся уже к концу XVII века. Осенью 1699 года приказом Большого дворца в Москве, в Немецкой слободе на Яузе (рядом с лютеранской киркой) был построен кирпичный дом в голландском стиле для фаворитки Петра I, Анны Монс. В одной из спальных комнат второго этажа дома находился небольшой потайной подъемник в виде механического конвейера из нескольких полок, закрепленных друг над другом. Закамуфлированный под стенной шкафчик, подъемник соединял комнату с находившейся ниже кухней и выполнял как минимум двойную функцию. С его помощью в спальню и из спальной Анны Монс доставлялись еда и прохладительные напитки, а также ночное судно и вода для обтирания (см. РГАДА). Естественно, каждая ступень подъемника имела сугубо I собственное назначение. Должно быть, Петру, часто посещавшему свою любимую фаворитку, это нехит-рое техническое изобретение доставляло искрен-нюю радость. Позвонил в колокольчик один раз -подали вина с фруктами, позвонил два раза - подали писуар... И так по кругу, пока не надоест.

      В наши дни для подобных целей только начинают использоваться миниатюрные лифты. И те преподносятся заказчикам в качестве модного технического приложения к западному евро-стилю, тогда, как мы видели, предыстория у этой «новинки» отечественная и весьма давняя. Приведем еще одно уникальное свидетельство.

      С 1710 по 1740 год сооружался дворец А. Д. Мен-шикова - практически первое монументальное здание Петербурга (см. гравюру А.Зубова, 1717 г.). Известно, что сам царь Петр принимал участие в его планировке и обустройстве. Поэтому неудивительно, что в процессе реставрационных работ, проходивших в 1970-х гг., в каменных закладках дворца были обнаружены сохранившиеся элементы оригинальных систем обслуживания (отопления, вентиляции, канализации), то есть, как раз то, что в старинных постройках и помещениях простого, не роскошного типа до нас, как правило, не доходит и безвозвратно теряется. Что представляли собой в техническом и художественном плане «клозеты» дворца Меншикова петровского времени, к сожалению, сказать трудно. Однако подведенная к ним система каменных канализационных стоков сегодня музее-фицирована и доступна для обозрения. По мнению специалистов, это была хорошо продуманная, с инженерной точки зрения, водосточная система, которую вправе отнести к лучшим достижениям технического прогресса начала XVIII столетия.

      Дальнейший прогресс в развитии сантехники проявлялся скорее в совершенствовании ее форм и подборе материалов для ее изготовления (от мрамора и керамики - до чугуна и золота), однако каких- либо принципиальных изменений внести не мог. Это длилось до тех пор, пока не был совершен настоящий прорыв в практической механике. Создание великим русским конструктором-теплотехником И. И. Ползуновым в 1763 году универсального парового двигателя - первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия открыло дорогу творцам более совершенных моторов, водонапорных двигателей. Благодаря им в городах и усадьбах заработала автономная система водоснабжения. В свою очередь, благодаря этой системе началась бурная модификация санузлов. В них появились не только роскошные унитазы с механическим сливным бачком, но и умывальники с кранами, ванны с душем, минифонтаны с бассейном, биде и, наконец, джакузи.

      Долгое время все это оставалось привилегией зажиточного дворянства и буржуазии. Но постепенно бытовые удобства, комфорт становились доступными всем людям, что нашло свое достойное отображение в отечественном городском фольклоре - в ряде анекдотов и, конечно же, в анонимной «сортир-ной поэзии» XX века. Вспомним один из ее классических опусов: «Если ты нас..л, зараза, Дерни ручку унитаза!»

      Чем не ярчайшее свидетельство глубокой приверженности русского народа своим лучшим старинным традициям, его искренней любви к чистоте своего жилища и в особенности чистоте того, может быть, самого уединенного места в нем, что требует благоговейной тишины и созерцания?! Недаром двери уборных наших нередко бывают отмечены красноречивыми вывесками типа: «Тихо! Идет собрание» или «Не влезай! Убьет!», или «Осторожно! Злая собака»...

      Воистину: русский Туалет это - больше, чем просто «Toilette».

Комментарии   

 
0 #1 AFulpensuere 13.03.2018 00:43
By dealing together, you both can address problems of self-esteem and mutual ${ссылка удалена}st. Thus, in the event the muscles within the penile area are relaxed, more blood will enter the penis and a hardon will occur.
Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

dirds.ru Copyright © 2006. All Rights Reserved.