Жил - был стул

 

Get Adobe Flash player

       История, что может быть поучительнее и нагляднее, просматривая прошлое можно подумать о будущем, проследить закономерности, почерпнуть необходимое. Начнем с самого начала. Да, именно с деревьев, племён, ну и всего такого.

       Самым первым стулом было дерево, первобытные люди и племена поняли, что сидеть на чем-то лучше чем на голой земле. Они создавали простейшие табуреты, но для того времени это были замечательные и удобные вещи. В свою очередь это было не только часть быта, но так же служило и предметом для передачи информации. Люди научились рассказывать истории зашифрованные символами. Любой предмет обихода был наполнен большим смыслом и представлял собой кладезь знаний. Рассказывались самые разные истории, повествовавшие о боях, быте, легендах.
Символы не только рисовались, но и вырезались в дереве, некоторые сочетали два вида письма. Нередко выполнялись целые группы в объеме или рельефе.

 

      В последствии появилась плетеная мебель и она не уступа по своей значимости и по содержанию информации. Каждый тип узора - это зашифрованная информация, она может нести большое содержание, а может нести в себе только автограф его создателя.

    Но возможна не только передача информации, так же важно украшение, предание эстетического вида. Здесь возможности открывались безграничные, немного фантазии только и всего. Главное чтобы отделка не просто укршала, а дополняла изделие, орнамент ярким и привлекающим внимание.

    Но время идет, все изменяется и информации накапливается все больше и больше. Пришло время когда бытовые вещи не смогли содержать истории и быть открытой книгой для посвещенных. В этот момент силу набирает эстетический акцент.

    На смену простоте появилась изысканность, легкая утонченность, прямота, такой была мебель в Египте. Простые и лаконичные формы в сочетании с гладкими цветами.

В Мясопотамии мебель более роскошная и массивная, она соответствует архитектурному стилю, содержит чуть больше декора.

Вы наверно уже заметили, что мебель и архитектура неизменно идут в ногу друг с другом. Скорее всего это потому-что архитектура - это отражение общества, она выявляет все его склонности и предпочтения. Это будет прослеживаться не только на протяжении древних веков, но и в последствии. Даже в наше время есть явные примеры тому.

В Древней Греции все более просто и приземленно. Их образ всегда неотъемлимо связан с ложе-клине, чтобы можно было развалиться и принять наиболее удобную и естественную позу. Разумеется стул наиболее прост и так же удобен.

Великий, могучий и грозный Рим, ковавы ваши ассоциации? Да наверняка они связаны с армией, подчиненностью порядку, строгом разделении и воинским рангам.

Мебель соответственно переняла все достоинства, она так же разделена на ранги и каждому присущи свой особенности.

для консулов и преторов - курульные кресла с квадратным сиденьем и ножками Х-образной формы,

бицеллум - для высших должностных лиц и заслуженных граждан - скамья с двойным сидением,

солиум - кресло для главы симейства,

катедра - стул с удобной полукруглой спинкой для женщин.

Прошло время на смену роскоши вернулись темные времена, присутствие аскетизма сильно повлияло на архитектуру и дизайн. Все вещи упростились, практически до первобытной простоты. Формы простые, линии прямые, характерны тяжелые стулья сундуки. Присутствовавший аскетизм, требовал от человека самопожертвования, не только лишения всех удобств, но даже принесения себя в жертву. Мебель должна быть неудобной, а поза человека , сидящего на ней, прямой и строгой.

Период Готики внес свои нюансы, пропорции облегчились. Мебель напоминает собой уменьшеные архитектурные строения. Стул похож на уменьшенную модель готического собора. Те же пластические приемы, композиционные решения, розетки и каннелюры и все та же всесильная вертикаль.

В период Готики мебельная история наиболее тесно пересекается с архитектурой, но они разошлись и уже в эпохе возрождения сформировали свои стили и направления.

Эпоха Возрождения составила полную противоположность прошлому аскетическому периоду. Возродили идею ценности человека. Поза человека должна быть проникнута достоинством, создание удобств. Появляется эргономичная кривизна поверхностей, сидения дополняются подушками из бархата или из гобелена. Или даже покрываются коврами. Декор умеренный. Ровно столько сколько необходимо, в то же самое время изящество конструкций радовало глаз, тело и душу. Дизайн мебели подчинен одним правилам, закономерности декора постоянны, ему подчинены все детали мебели. Все должно быть прекрасно, гармонично и пропорционально.

Барокко. Самый изысканный и насыщенный изяществом во всей истории мебели период. Пропорции эпохи возрождения развивались. Барокко можно считать продолжением ренесанса,все пропорции сохранились и дополнились. Прямые линии переросли в изящные и изогнутые, покрылись позолотом, обрасли декоративными деталями, обивка заменилась на более изящную, богатую и утонченную. Стал использоваться атлас и тонкие гобелены с пасторальными сценами.

Но на этом все не закончилось. Барокко плавно переросло в рококо. Прямые линии были изгнаны. Усложненность линий поражала, ножки мебели стали не просто изящными линиями, а напоминали дамские ножки, обивка напоминала дамские туалеты. Идея удобства достигла в этот период своего апогея, мебель располагала к приятным беседам и отдыху.

Эпоха рококо прошла, на смену изяществу и богатству пришел Классицизм. Общество пресытилось приторным разнообразием и захотело увидеть все те же прямые линии, в моду вернулись колонны и пилястры. Каждый предмет создавал не часть общей картины, а собственную тяжеловесную и солидную композицию, тем не менее вписывающуюся в общую картину. Обивка стала более глубоких тонов бархата, кожи и сукна. Стулья приняли форму напоминающую троны.

Ампир стал продолжением классицизма, но принес некоторые декоративные детали. Популярность походов и военных действий не могло не сказаться на развитии мебели. Появились такие предметы декора как: львиные лапы на концах ножек, знамена, ленты, части копий так же присутствовали, изобилие красного бархата, символизировавшего отвагу и героизм. Лёгкие, тонкие и изящные линии не встречались.

Стиль Бидермайер привнес новые идей, эстетика создается исключительно средствами технологии. Декор практически исчезает, линии мягко изгибаются, формы более округлые. Плавные и лаконичные линии - только необходимые детали, ничего лишнего. Знаменитые изделия Тотена ,из гнуто-клееной древесины, так же созданы в стиле бидермайера.

Но проходит немного времени, и технологически обоснованный изгиб венского стула превращается в упруго-хлесткую модерновую кривую. Перезрелый растительный орнамент подавляет конструкцию.

Конструктивизм, функционализм и Баухауз создали конструкцию в которой практически ничего небыло, они очистили конструкцию до предела.

Но все приходит на круги своя и вскоре уже силуэт и форма преобразились, в этот раз это не было декоративными накладками и деталями, только игрой красок, форм и силуэтов добились изменений и новых декоративных эффектов.

Весь 20-й век происходили изменения то в сторону обогащения, то в сторону обеднения декора.

90-е минимализм сформирован, как стиль, но он уже обновлен, наполнен смыслом, он прошел все стадии развития, чтобы вернуться к новому чистому листу для начертания новых форм, какие они будут не знает никто, но все они будут содержать весь путь развития мебельной истории. По закону контраста чистая простота должна смениться буйством форм, фактур и декоративных эффектов. Кто знает.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

dirds.ru Copyright © 2006. All Rights Reserved.