Сад в стиле Модерн

 

Get Adobe Flash player

       Мировосприятие МОДЕРНА складывалось под влиянием так называемой философии жизни ( Бергсон, Ницше и др ), согласно которой мир — игра стихии жизни — жажда самообновления, самовоспроизведения, приумножения силы. Жизнь рассматривалась как категория космическая, всепоглощающая, неподвластная рационально-логическим построениям.

       МОДЕРН провозгласил культ стихии, все преодолевающего биологизма, роста и увидел в этом силу и красоту. Эмоциональная окраска стиля характеризуется выбранными им для себя сюжетами состояние томления, пробуждение чувств и становление жизненных сил, молодость, весна, вихрь, буйство страсти, экстаз. Внутренний жар, экспрессия таятся почти в каждом произведении модерна. Не являются исключением и сады Модерн по-новому взглянул на природу. Постоянно растущая и видоизменяющаяся, она в изобилии «поставляла» сюжеты для изображения стихии жизни. Усадебные сады модерна отразили все основные идеи этого стиля.
      В них своеобразно интерпретируются и индивидуализм, и космизм, и стихия постоянного обновления жизни, присутствуют и новые материалы — экологические деревья, и оригинальные композиционные приемы, и характерная колористика. Согласно идеологии модерна сады проектировались в едином стилевом ансамбле с усадебным домом. В них создавалась среда, наиболее благоприятная для человека, — эстетически выразительная, логически обусловленная и ясная, психологически дающая необходимое человеку ощущение слитности с миром и природой Эта слитность выражалась через связь усадебного дома с окружающим парком. Дом и сад как продолжение владений были рассчитаны на вкусы и нужды хозяина, а также изолировались от внешнего окружения. Кроме традиционных планировочных и визуальных связей с парком, дом имел также и внутренние в интерьерах усадеб растительный орнамент был использован в лепных украшениях потолков, плафонов, декоре мебели и каминов.

     Существовали и еще более действенные и ощутимые связи, парк отражался в зеркалах, проникал в дом запахом омытой дождем сирени, терпкостью клейкой молодой листвы, дыханием ветра, наполняющим комнаты шорохом и ароматом трав и цветов, «мурашками» вечерней прохлады. Сад вокруг дома и обеспечивал постоянное «биологическое» ощущение стихии жизни.

     В качестве основного планировочного приема пространственной организации парков модерна использовался принцип подобия. От здания усадьбы развивались пространства подобных полян, которые строились при помощи одного композиционного приема — построения перспективы от здания усадьбы вглубь поляны к фокусу.
      Перспектива направлялась рамками и кулисами. Организация фокусов на полянах также была подобна. Дело в том, что принцип подобия вообще характерен для модерна, как обыгрывание в композиции одного мотива в разных вариациях. Поскольку модерн был увлечен изучением закономерностей восприятия, опираясь именно на психологию последнего и используя в разных сочетаниях выразительные средства растительности, в парках создавались композиционно «родственные», но совершенно различно заполненные пространства. Модерн продолжал романтическую традицию зонирования парков в соответствии со временем суток, но с обостренной чувственностью. Обычно спальни домов ориентировались на «утренний парк», собирающий солнце в «ладони» восточных полян, которые откликались на первые лучи светила, разворачивая жаркий ковер в «сто тысяч солнц» одуванчиков. В композициях «весенних» парков использовались сочетания хвойных и плодовых деревьев.
Хвойные группы, припорошенные, как снежными хлопьями, лепестками цветущих плодовых деревьев, подчеркивали начало весны и сохраняли память о прошедшей зиме. Это робкое дыхание зарождающейся жизни, предчувствие неуловимого особенно ценились в модерне.

     Но и область действия принципа подобия была шире и глубже. В парках создавалась микромодель мира, подобного в большом и малом. На всех композиционных уровнях прослеживались символические и реальные связи с природой Центричность композиций обуславливалась аналогией с единым, главным центром мироздания — Солнцем, дающим тепло, жизнь Символическим «тепловым» центром в парке являлся дом, одухотворенный человеком, согретый его теплом, которое волнами разливалось по парку, что подчеркивалось построением полян. В доме роль символического теплового центра выполнял холл с реальным тепловым центром — камином. Холл — центр тяготения всей жизни дома, объединявший в целое различные функциональные зоны.

     Парки модерна вполне описываются высказыванием о том, что «парк — это маленькая часовня в огромном соборе Космоса, отдых на дороге жизни, лицом к лицу с бесконечностью неба и земли»

(Л Марин)

     Итак, сады, будучи произведениями человеческого разума, во все времена чутко откликались на любые изменения, происходившие в мироощущении и мировоззрении, а как произведения искусства каждую мысль и даже мировоззренческую систему (религиозную или философскую) облекали в выражавшую их художественную форму.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

dirds.ru Copyright © 2006. All Rights Reserved.